Здесь рассмотрим
основные технические параметры АКБ вилочных погрузчиков: номинальное напряжение и емкость, габариты и масса батарей, влияние температуры на их характеристики, а также ресурс (долговечность).
Напряжение и емкость
Напряжение батареи – один из ключевых параметров, определяемый конструкцией электропогрузчика. Электропогрузчики различных размеров и грузоподъемностей используют батареи разного номинального напряжения. Наиболее распространены системы:
24 В, 36 В, 48 В, 72 В и 80 В. Небольшие складские машины (например, электротележки, штабелеры) обычно работают от 24 В или 36 В батарей. Классические вилочные погрузчики средней мощности – от 48 В систем (это один из самых массовых стандартов). Большегрузные электрические погрузчики и узкопроходные штабелеры высокой производительности могут иметь 72 В или 80 В батареи – повышенное напряжение позволяет снижать токи при той же мощности и эффективнее питать мощные двигатели подъема и движения.
Как отмечалось ранее, каждое 2 В
свинцово-кислотное плечо (ячейка) добавляется последовательно для повышения напряжения. Таким образом: 24 В батарея содержит 12 последовательно соединенных ячеек, 48 В – 24 ячейки, 80 В – 40 ячеек и т.д. Литий-ионные батареи собираются из ячеек с более высоким напряжением (каждая литиевая ячейка ~3,2–3,7 В номинально, в зависимости от химии), поэтому их конфигурация в батарее отличается. Например, литиевый 48 В модуль может состоять из 15 ячеек LiFePO₄ по ~3,2 В (итого ~48 В). Но для конечного пользователя это прозрачно – важно лишь, что батарея совместима по напряжению с техникой.
Емкость аккумулятора измеряется в ампер-часах (А·ч) и характеризует сколько заряда (тока в часах) может отдать батарея при штатном разряде. В случае тяговых батарей емкость обычно указывается при 5-часовом или 6-часовом режиме разряда (C5 или C6). Например, емкость 500 А·ч (C5) означает, что батарея может выдавать 100 А в течение 5 часов подряд. Требуемая емкость зависит от потребления погрузчика и длительности смены.
Типичные емкости батарей вилочных погрузчиков лежат в пределах от ~150–300 А·ч (для небольших машин на 24–36 В) до 400–800 А·ч для распространенных 48 В батарей и до 1000–1200 А·ч для тяжелых 80-вольтовых систем. К примеру, распространенная батарея 48 В 600 А·ч способна обеспечивать порядка 6–8 часов активной работы погрузчика средних нагрузок. Встречаются батареи и большей емкости (например, 48 В 930 А·ч для работы в 2 смены без замены), но они очень тяжелые и дорогие. Литий-ионные батареи зачастую можно брать
меньшей номинальной емкости, чем свинцовые, благодаря возможности промежуточной подзарядки и более полно используемой емкости. Производители указывают, что, например,
литиевая батарея 210 А·ч по запасу эквивалентна свинцовой на 300 А·ч, за счет более высокой энергетической плотности и допустимой глубины разряда.
Важным параметром является
максимальный разрядный ток батареи. Тяговые АКБ рассчитаны на большие токи сотен ампер при запуске движения или подъема груза. Свинцово-кислотные батареи способны кратковременно отдавать большие токи, но при этом сильнее просаживается напряжение. Литиевые батареи могут отдавать очень высокие токи без значительного падения напряжения, ограничение обычно накладывает BMS. Как правило, литий-ионный модуль может выдерживать токи разряда 1C (ток равный своей емкости в А) длительно и 2–3C кратковременно (например, батарея 400 А·ч может спокойно давать 400 А постоянно и 800–1200 А пиками в течение секунд). Свинцовые батареи такой же емкости при 400–800 А будут заметно “проседать” и нагреваться, хотя и тоже способны дать пики в 3C и более на очень короткое время. Ni-Cd известны тем, что могут безопасно разряжаться большими токами (даже 5C), они часто используются там, где нужна
большая мощность на разряде.
Напряжение под нагрузкой: у свинцовых АКБ оно плавно снижается от ~2,12 В на элемент (при полном заряде) до ~1,7–1,8 В на элемент при разряде ~80%. Литиевые железо-фосфатные ячейки имеют напряжение ~3,3 В и держат его до разряда, лишь в конце падает. Это означает, что 48 В свинцовая батарея будет в диапазоне ~50 В (заряжена) до ~42 В (разряжена), тогда как 48 В (15s LiFePO₄) литиевая – от ~53 В до ~45 В, причем большую часть времени около ~51 В. Для электроники погрузчика это важно: некоторые старые модели могут выдавать ошибку при “слишком высоком” напряжении лития на полном заряде – поэтому при ретрофите на литий иногда ставят чуть меньшее число ячеек или адаптируют контроллер. В новых моделях обычно такой проблемы нет, и производители сами предлагают литиевый вариант.
Габариты и весМассо-габаритные характеристики аккумулятора очень важны, т.к. батарея составляет значительную часть массы электропогрузчика. Тяговые АКБ изготавливаются в виде больших прямоугольных блоков (контейнеров), заполняющих батарейный отсек машины. Габариты стандартизированы под различные классы техники. Например, батарея 48 В 500–600 А·ч для погрузчика 1,5–2 тонны грузоподъемности может иметь размеры порядка 1×0,8×0,7 м. Большие 80-вольтовые батареи для 5-тонных погрузчиков – значительно больше и могут весить несколько тонн.
Вес батареи вилочного погрузчика измеряется сотнями килограммов. Как упоминалось, этот вес используется в качестве противовеса, поэтому обычно
“чем тяжелее – тем лучше для устойчивости”, но слишком большой вес увеличивает полный вес машины, что может снижать грузоподъемность (в спецификации каждого погрузчика указана требуемая минимальная и максимальная масса АКБ).
Типичный диапазон масс: батареи маленьких машин ~300–500 кг, средние 48 В батареи ~700–1200 кг, большие 80 В – 1500–2000 кг. В общем,
вилочные батареи весят от ~450 кг до 1800 кг в зависимости от типа и емкости, а самые крупные могут превышать 2,5–3 тонны.
Свинцово-кислотные батареи – самые тяжелые. Плотность энергии у них низкая, поэтому для получения нужных 40–50 кВт·ч энергии (что требуется для смены работы мощного погрузчика) батарея весит несколько тысяч килограммов.
Литий-ионные батареи легче свинцовых примерно на 40–60% при той же энергоемкости. Например, если свинцовая 48 В 600 А·ч батарея весит около 1100 кг, то литиевая с эквивалентной емкостью – порядка 600–700 кг. Конкретный пример: свинцовая батарея 48 В 600 А·ч (модель 1556-B) весит ~1125 кг, а литиевая батарея 51,2 В 600 А·ч – ~352 кг по данным производителя (правда, скорее всего без учета дополнительного балласта). Разница более чем в 3 раза. В среднем же, согласно отраслевому анализу,
свинцовые АКБ для погрузчиков весят ~1200–3000 фунтов (550–1360 кг), а
литиевые аналогичные – ~800–1800 фунтов (360–820 кг).Тот факт, что литиевые батареи намного легче, вынуждает иногда
добавлять “мертвый” груз. Многие литиевые батарейные модули монтируются в стальной ящик большего размера, а свободное пространство заполняется утяжеляющими материалами (стальные пластины). Это делается, чтобы итоговая масса блока соответствовала стандартной свинцовой батарее, под которую рассчитан погрузчик. Благодаря этому сохраняется баланс машины и
грузоподъемность не снижается. Если же эксплуатировать более легкую батарею без компенсации, могут потребоваться технические ограничения на максимальный вес поднимаемого груза (чтобы не перегрузить противовес).
Никель-кадмиевые батареи по массе близки к свинцовым, а иногда тяжелее. Хотя удельная энергия Ni-Cd и свинца схожа, но кадмиевые элементы часто менее компактны в сборке, плюс требуют прочного корпуса. В итоге Ni-Cd блок на ту же емкость может весить даже больше свинцового. Поэтому в плане массы Ni-Cd не дает выигрыш (скорее, для них также полезна тяжесть как противовес).
Габариты батарей обычно пропорциональны ее напряжению и емкости (т.е. количеству элементов и размеру пластин). Батареи на 80 В, как правило, значительно крупнее по длине, т.к. содержат 40 элементов. Батареи большей емкости – выше и шире, чтобы разместить более толстые или большие пластины (у свинцовых) или больше параллельных связок ячеек (у лития). Производители часто указывают размеры в каталоге; важно, чтобы батарея точно вставала в отсек, крепилась штатно. Иногда при переходе, например, с свинца на литий, новый блок имеет дополнительное пространство внутри, но внешние размеры сохраняются.
Влияние температуры на характеристики
Температура влияет не только на емкость и жизнь батареи, но и на способность отдавать ток и принимать заряд.
Для
свинцово-кислотных аккумуляторов идеальная температура – +20…25 °C. При такой температуре они выдают 100% своей номинальной емкости и ресурс соответствует заявленному.
В холоде происходит следующее: по мере падения температуры внутреннее сопротивление батареи растет, химические реакции замедляются. Уже при +10 °C емкость может снизиться на ~10–20%, а при -10 °C – на 30–40%. В таблице производителя указано, что при -10 °C остается ~60–70% емкости. Кроме того, холодный аккумулятор отдает напряжение хуже, под нагрузкой сильнее “проседает”. Это проявляется в заметном снижении производительности погрузчика на морозе – движение более вялое, подъем медленный. При
зарядке в холоде возникают сложности: ниже +5 °C свинцовая батарея плохо воспринимает заряд, требуется повышенное напряжение, но это может приводить к газообразованию и расслоению электролита. Поэтому обычно холодные батареи стараются зарядить в тепле. Есть проблема и с очень
высокими температурами: нагрев свинцового АКБ свыше 30 °C ускоряет все побочные реакции. Эмпирическое правило –
каждые +10 °C сверх нормы примерно вдвое сокращают срок службы. То есть батарея, рассчитанная на 5 лет при 25 °C, может отработать только 2–3 года при постоянных +35 °C. Также при нагреве выше ~45–50 °C активная масса пластин может начинает осыпаться, пластиковый корпус стареет быстрее. Таким образом, для свинцовых АКБ крайне желательно избегать как сильного холода, так и жары: при необходимости используют подогреватели в батарейных отсеках или системы охлаждения/вентиляции.
Литий-ионные аккумуляторы также имеют оптимальный диапазон 15–35 °C. При этих температурах они выдают максимум емкости и гарантируют заявленное количество циклов.
В холоде (ниже 0) литий теряет часть емкости – при -10 °C примерно -15…20% емкости, при -20 °C может терять до 25–30%. Но главное –
запрет на зарядку при отрицательных температурах без подогрева: литиевый аккумулятор, заряжаемый на морозе, рискует необратимо повредиться (отложение лития на аноде). Поэтому в системах для морозильных камер предусматривают обогрев. При разряде в сильный мороз литиевый АКБ будет отдавать ток с ограничением: BMS может снижать допустимый ток, чтобы аккумулятор не переохладился еще больше. Впрочем, многие литиевые погрузчики имеют встроенные термоконтейнеры, поддерживающие батарею теплой.
В жару литий-ионные элементы могут относительно нормально работать до +40…45 °C, но свыше начинаются риски: ускоренное старение, рост внутреннего давления. BMS обычно имеет порог, при котором отключит зарядку (например, не будет заряжать, если батарея >45 °C). Есть риск
теплового разбега в случае критического нагрева (выше 60–70 °C, что маловероятно при штатной эксплуатации, но может случиться при внешнем пожаре или перегреве без защиты). Поэтому литиевые модули оснащают термодатчиками и иногда активным охлаждением (например, циркуляция воздуха или жидкостное охлаждение в больших блоках). В обычных вилочных погрузчиках пока встречается пассивное воздушное охлаждение (через корпус). В целом, литий-ионные батареи чуть лучше переносят жару, чем свинцовые (они не теряют столько воды, нет сульфатации), но их
календартный ресурс тоже сокращается при высоких температурах, поэтому желательно поддерживать их в комфортном тепловом режиме.
Никель-кадмиевые батареи весьма устойчивы к температурным крайностям. Щелочной электролит (раствор KOH) не замерзает до примерно -30 °C (зависит от концентрации), а специальной конструкции батареи могут работать и при -40 °C. Их емкость также падает при минусовых температурах, но менее драматично. Кроме того, они могут принимать заряд при более широком диапазоне температур (обычно заряд допускается от 0 °C и выше, а некоторые – и при -20 °C малыми токами). К высоким температурам Ni-Cd стойки – допустима работа при +50 °C, и хотя ресурс тоже снижается, но эти батареи
считаются надежными в условиях, где свинцовые быстро выходят из строя из-за температуры. Поэтому Ni-Cd используются в случаях, когда температура неконтролируема и заменять батареи дорого.
Ресурс и долговечность
Ресурс АКБ измеряется либо количеством циклов “заряд-разряд” до снижения емкости до определенного уровня (обычно до 80% от номинальной), либо календарным сроком службы (годами эксплуатации).
Для
свинцово-кислотных батарей производители обычно заявляют около
1200–1500 циклов при 80% глубине разряда (DoD). Это соответствует примерно 4–5 годам работы в режиме “один цикл в день”. Однако такой ресурс достигается только при правильной эксплуатации: регулярном обслуживании, недопущении глубокого разряда <20%, своевременной подзарядке и выравнивании заряда между ячейками. На практике, из-за жестких условий (иногда батареи разряжают сильнее, иногда не сразу заливают воду, бывают перегревы), свинцовые батареи могут деградировать быстрее. Многие компании считают нормой замену тяговых батарей каждые ~3–5 лет. Признаком износа является снижение емкости (погрузчик не дотягивает до конца смены) и рост частоты обслуживания. После ~5 лет зачастую емкость падает ниже 70% исходной, и батарея требует восстановления или замены.
Литий-ионные батареи служат существенно дольше. Их типичный цикл жизни –
2000 и более циклов. Часто указывается диапазон
1000–3000 циклов до 80% емкости, что равно 5–10 годам эксплуатации. Некоторые типы лития (например, LFP – литий-фосфат) могут достигать 4000–5000 циклов при благоприятном режиме зарядки. Таким образом, литиевый АКБ способен проработать примерно в 2–3 раза больше циклов, чем свинцовый, прежде чем его емкость заметно упадет. В реальных условиях, если свинец меняют через 4 года, то литий может работать 8–10 лет. Есть примеры, когда первые поколения литиевых погрузчиков отработали 10 лет и имели ~70–75% емкости, то есть еще были пригодны к дальнейшей эксплуатации. Конечно, многое зависит от
качественной BMS и соблюдения температурных режимов (перегрев или частые зарядки при 100% могут сократить жизнь). Но в целом
литий выгодно отличается долговечностью: даже учитывая больший первоначальный ценник, в долгосрочной перспективе (total cost of ownership) он часто экономичнее.
Никель-кадмиевые АКБ по количеству циклов находятся где-то между свинцом и литием, зачастую ближе к литиевым. Производители (например, Saft) указывают, что Ni-Cd при 80% DoD выдерживают порядка 1500 циклов, а при меньшей глубине – до 2000–2500. Календарно они могут служить очень долго, вплоть до 10–15 лет, если механически не разрушатся и кадмий не “отравит” электроды. Приводился показатель “гарантированно 5–10 лет”, но есть известные случаи использования Ni-Cd батарей 15-летней давности (например, на железнодорожном транспорте). Однако, повторимся, из-за экологических ограничений редко кто сейчас планирует столь долгую эксплуатацию Ni-Cd – их заменяют на более новые типы.
Факторы, влияющие на ресурс:- Для свинцовых: глубина разряда (чем глубже регулярно разряжается, тем меньше циклов проживет), своевременность подзаряда (оставлять надолго разряженной – вредно, начинается сульфатация), температура (каждый перегрев или работа в жаре значительно “съедает” ресурс), правильность заряда (нужны уравнительные заряды, чтобы избежать стратификации электролита).
- Для литиевых: экстремальные температуры (особенно жар), высокие токи заряда/разряда (литий не любит постоянных 2–3C нагрузок, лучше когда 0.5–1C, иначе греется и деградирует быстрее), длительное хранение на 100% заряда (рекомендуется хранить при ~50% для продления жизни). Хорошая BMS сглаживает эти факторы.
- Для Ni-Cd: эффект памяти (если постоянно разряжать на небольшой процент и заряжать, может появиться “лень” батареи – снижается эффективная емкость; лечится полными циклами), предотвращение перезаряда (хотя они терпят, но лишний перезаряд = лишний расход воды и рост давления).
В итоге,
литий-ионные АКБ демонстрируют наибольшую долговечность среди рассматриваемых,
свинцово-кислотные – наименьшую, а никель-кадмиевые – промежуточную, с упором на долговременную надежность при хорошем уходе.
Наглядно это было отражено в FAQ одного из производителей:
«Литий-ионные батареи обычно работают 5–10 лет (1000–3000 циклов) в зависимости от использования. Для сравнения, свинцово-кислотные служат ~3–5 лет (300–500 циклов) до существенной потери емкости. Никель-кадмиевые могут работать 5–10 лет, но представляют экологическую опасность из-за токсичного кадмия».